Мертвые души

Авантюрный сюжет и реалистические персонажи соседствуют в нем с постоянным ощущением призрачного, мифического. О чем же говорит нам подтекст поэмы, какие темы и мотивы звучат в ней? Попробуем проанализировать текст произведения. В основе заглавия поэмы лежит оксюморон. В основе сюжета — афера Чичикова, скупка этим персонажем душ умерших крестьян с целью заложить их в банке в качестве живых и получить за них большую сумму денег. С точки зрения православной религии сделка эта — безнравственна. Душа умершего человека возвращается назад к богу, где она будет держать ответ за все свои земные дела. Соответственно, она не может являться предметом торга.

Мотивы Данте и Гомера в произведении Гоголя"Мертвые души"

Именно лирические вставки раскрывают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя, ее полемическое начало и образ автора. По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новую идею и все более проясняет авторский замысел. Это авторское рассуждение наводит на такую мысль: Думается, и мотив церкви, который впервые в поэме встречается именно в этой главе, и параллель слово—Логос указывают на то, что в лирике сконцентрировано духовное наставление.

Когда Гоголь читал Пушкину первые главы «Мертвых душ», Пушкин (он же В спектакле Вс. Мейерхольда семантическая структура мотива страха.

Комедия по поэме Н. Гоголя в четырех актах двенадцать картин с прологом Основной источник текста: Опубликован впервые в книге: Публикуется по ксерокопии книги: Булгаков приступил к инсценировке, как только его приняли во МХАТ в качестве режиссера. Театр давно собирался поставить спектакль по"Мертвым душам", но инсценировки романа были неудачными.

Уже в мае года Булгаков делает первые наброски инсценировки по"Мертвым душам". Намерен показать и самого Гоголя, диктующего свое сочинение в Риме, а значит - и Рим, с его солнцем, гитарами и макаронами. Летом он работает с"трамовцами" на юге, а вернувшись, вместе с режиссером-постановщиком В. Сахновским и завлитом П.

Марковым обсуждают общий замысел комедии по Гоголю: И Рима моего мне безумно жаль!

В октябре года Гоголь приезжает из заграницы в Россию с первым томом великой поэмы. Система характеров, обрисованных достаточно подробно, — таков первый признак романа. Но Лев Толстой говорил: Ни роман, ни повесть. Это не роман в традиционной форме, не большая эпопея в гомеровском стиле нет крупных исторических событий , но все-таки эпопея, в смысле исключительной широты изображения нравов и типов: Главный сюжетный мотив поэмы звучит анекдотично:

Дело о «Мертвых душах» (Delo o"Myortvykh dushakh") . Так же как и в « Ревизоре» произносится фраза, полная страха и ужаса «к нам едет ревизор !». Тема чинопочитания раскрывается через мотивы повести «Шинель».

Действительно, Гоголь смог осветить многие стороны жизни современной ему России, отразить с широкой полнотой духовные и социальные конфликты в ее жизни. Даже название при издании произведения Гоголю пришлось изменить, так как оно вызывало раздражение цензуры. Высокая политическая действенность поэмы обусловлена и остротой идей, и злободневностью образов.

В поэме нашла широкое отражение николаевская реакционная эпоха, когда подавлялись всякая инициатива, вольнодумие, значительно разросся бюрократический аппарат, действовала система доносов и сыска. Изображая современную ему Россию, Гоголь уделил значительное место описанию Чиновничество в поэме Мертвые души: Губернские чиновники представлены в образах чиновников города . Характерно, что все они живут одной семьей: Гоголь даже не называет их фамилий. С другой стороны, чиновники связаны круговой порукой в делах, относящихся к службе.

Сочинение на тему «Роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»»

, 05Каждому из помещиков посвящена отдельная глава, а вместе они представляют лицо помещичьей России. Последовательность появления этих образов также не случайна: Эти персонажи даны как бы в двойном освещении — такими, как они сами себе кажутся, и такими, каковы они на самом деле. Подобный контраст вызывает комический эффект и одновременно горькую усмешку читателя.

Манилов кажется сам себе носителем высокой культуры. В армии он считался образованным офицером.

Живая душа Автора и «мертвые души» в поэме Н.В. Гоголя и на В частности, изобразительно насыщенная фольклорными мотивами работа Ю. . как, впрочем, и «Мертвых душ», где таким провокатором страха выступает.

Мифологическая модель усадьбы и ее функциональная роль в поэме Введение к работе Творчество Н. Гоголя всегда было предметом пристального внимания исследователей. Начало было положено знаменитой полемикой В. Аксакова, в которой наметились две основные тенденции в осмыслении как самой поэмы, так и творчества писателя в целом.

Но при всей несхожести позиций обе стороны воспринимали гоголевскую поэму как реалистическое произведение. В начале в. Гоголя претерпевает значительные изменения. В работах символистов, в первую очередь, А.

Похожие сочинения

Вся Русь явится в нем! Тема взяточничества проявляется и в биографии Чичикова, причем эпизод с неким обобщенным просителем можно считать отступлением о взятках, в финале которого автор делает явно ироничный вывод: Не по чину берешь! Этот отрывок Гоголь заканчивает так: При всей видимой самоуверенности и властности чиновники чрезвычайно подвержены часто беспричинному страху:

советник в VIII-й главе «Мёртвых душ» Н.Гоголя, «Россия – это в первую очередь .. аспекты страха, касающиеся, например, хронотопа: это мотив.

Дорога сулит путешественнику самые разные неожиданности: Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: В этом мотиве — и неведомые пути русского национального развития: Но нельзя сказать, что это те самые дороги, на которых заблудился Чичиков: Свернув с одной дороги, попадаешь на другую, не можешь уследить за всеми путями Руси, как не можешь собрать обратно в мешок пойманных раков.

Символично то, что из захолустья Коробочки Чичикову указывает дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Но, выбравшись от Коробочки, Чичиков попадает к Ноздреву — дорога ведет Чичикова не туда, куда он хочет, но он не может ей сопротивляться, хоть и строит какие-то свои планы о дальнейшем пути. Бричка главного героя имеет очень важное значение. Чичиков — герой пути, и бричка — его дом.

Эта предметная деталь, являясь, несомненно, одним из средств создания образа Чичикова, играет большую сюжетную роль: Мало того, что Чичиков путешествует в ней, то есть благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; бричка мотивирует еще появление характеров Селифана и трех коней; благодаря ей удается спастись от Ноздрева то есть бричка выручает Чичикова ; бричка сталкивается с каретой губернаторской дочки и таким образом вводится лирический мотив, а в конце поэмы Чичиков даже предстает как похититель губернаторской дочки.

Бричка — живой персонаж: Где так изволил засалиться?

Дело о Мертвых душах – чистая стихия страха

В октябре года Гоголь приезжает из заграницы в Россию с первым томом великой поэмы. Система характеров, обрисованных достаточно подробно, — таков первый признак романа. Но Лев Толстой говорил: Ни роман, ни повесть. Это не роман в традиционной форме, не большая эпопея в гомеровском стиле нет крупных исторических событий , но все-таки эпопея, в смысле исключительной широты изображения нравов и типов: Главный сюжетный мотив поэмы звучит анекдотично:

Покупка мертвых душ, по ее мнению, — всего лишь прикрытие для того, чтобы Страх придал слухам о коммерции Чичикова новое направление.

Композиционные и жанровые особенности. Заглавие — это первое слово в произведении, которое начинает диалог с читателем. Поэма Гоголя"Мёртвые души" не является исключением в ряду загадочных заглавий произведений русской литературы. Гоголь сразу, через заглавие объясняет нам нравственно-поэтический потенциал поэмы. Заглавие"Мёртвые души" звучит как оксюморон, и очень смелый. Гоголь называет свою поэму так, чтобы воскресить традиционный смысл слова"душа", которое он часто употребляет в тексте.

Мёртвые души… Это девиз чичиковского дела, а для людей, вступающих с ним в коммерческие отношения, это не более чем название товара, необычного объекта купли-продажи.

ЧИНОВНИЧЕСТВО В «РЕВИЗОРЕ» И В «МЕРТВЫХ ДУШАХ»

По замыслу автора, 1 том поэмы показывает негативные стороны современной ему жизни России — как помещичьей, так и чиновничьей. Общая экспозиция этой части дается в 1-й главе, где рисуется красноречивый портрет губернского города: Затем, после посещения Чичиковым помещиков, в 7—10 главах дается собирательный портрет чиновничества России.

Во-первых, мотив страха, отражающий психологическое состояние всех . Луша, и герой в конце повести даже не мечтает о доме, так как нет родных душ, . и громе. мёртвые деревья, ямы и кучи - всё искорёженное и изрытое.

Существует несколько общих мотивов, характерных для многих произведений различных писателей. Это мотив дороги, мотив суда, мотив ярмарки и мотив времени. Мотив дороги и движения характеризует самого персонажа. Чичиков на протяжении всей поэмы разъезжает по городу и посещает помещиков. Дорога здесь как жизнь героя, он все время находится в поиске, придумывает очередные аферы и постоянно находится в движении.

Его падение с брички в грязь символизирует начавшийся крах его начинаний. После этого падения у Чичикова начались проблемы. Мотив суда — это суд, который в итоге должен был случиться над Чичиковым. Суд упоминается несколько раз и несколькими героями. Появление этого слова в речах героев сразу же наталкивает на мысль, что суд неизбежен и главное не человеческий, а Божий суд. Наказание рано или поздно настигнет героя. Мотив ярмарки представляет иронию Гоголя.

Этот мотив появляется вместе с Ноздревым, который хвастается перед Чичиковым, как он весело провел время на празднике. Ирония Гоголя проявляется парными персонажами, такими как дяди Митяй и Миняй.

Исторические мотивы и система образов в поэме «Мертвые души»

Рассказать Рекомендовать Когда великого русского писателя одолевали жизненные невзгоды и тягостные переживания, он хотел лишь одного — уехать, скрыться, сменить обстановку. Что он и делал каждый раз, когда намечался очередной крах творческих планов. Дорожные приключения и впечатления, которые получал Николай Гоголь во время поездок, помогали ему рассеяться, обрести внутреннюю гармонию и избавиться от хандры. Как ты хороша, далекая дорога!

Это страх затеряться в огромном, необъятном просторе и вместе с в г., тогда же, когда закончен был и первы"Мертвых душ". Но зрелый Гоголь прячет этот мотив: тройка, которая"сверлит" Россию.

Как важнейший аллегорический образ, выстраивающий жанр и сюжет поэмы, большинством исследователей указывается образ дороги, несущий в себе смыслы жизненного пути, богоискательства и духовного совершенствования путь через мытарства в град небесный Иерусалим , исторического и провиденциального пути России [2]. Манна находятся серьезные возражения против градационной схемы: То, что мы называем маниловщиной, ноздревщиной и т.

В каждое из этих понятий-комплекв входит множество оттенков, множество подчас взаимоисключающих свойств, вместе образующих новое качество, не покрываемое одним определением [5]. Не оспаривая наблюдений предшественников, попавших в наше поле зрения, осмелимся предложить свои, дополняющие и без того сложную картину. На наш взгляд, последовательность движения Чичикова от одного помещика к другому определяется тем, что четверо из них Манилов, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин представляют собой аллегорию четырех возрастных этапов на жизненном пути.

Каждый из помещиков являет собой гротескно-карикатурную картину одного из возрастов: Аллегорическое изображение различных фаз жизненного пути встречается в многочисленных средневековых поучениях, притчах и картинах вспомним хотя бы картины Х. Перейдем к рассмотрению конкретных образов.

DragN - Фраза силы

Жизнь вне страха не только возможна, а абсолютно достижима! Узнай как избавиться от страхов, кликни тут!